Сёрен Кьеркегор о личности.

Прежде всего, вопрос о том, является ли тревога эмоцией, предполагает определение самого понятия эмоция. Я хотел бы остановиться на рассмотрении этого вопроса в книге Симонова"Эмоциональный мозг", где приводится следующее определение эмоции: Мирошникова, посвященного психическому стрессу: Это восприятие, представляющее собой в первый момент бессознательную, интуитивную оценку, вызывает тенденцию к действию, переживаемую субъектом в зависимости от силы стрессора, в виде простого желания или интенсивной потребности сделать что-то для избежания или устранения стрессора. Такой двигательный импульс с его психологическими и физиологическими коррелятами и есть эмоция". Майк Петрович Мирошников за микроскопом. Источник фотографии Очевидно, что и определение эмоции, данное Симоновым, и определение М. Мирошникова имеют прямое отношение к тревоге. Помимо рассмотрения применительно к тревоге самого понятия эмоции следует остановиться на том, как может рассматриваться соотношение тревоги и страха.

История философии

У Дильтея основанием герменевтики становится психология: В различных вариантах историцизма ставится задача постижения индивидуального как тотальности. Феноменологическая психология и психиатрия ставили перед собою ту же цель, но решали ее иными средствами. В начале века появляются работы Е. Ясперса, до сих пор являющаяся образцом применения дескриптивной феноменологии к симптомам и синдромам психических заболеваний.

Карл Ясперс (— гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (—), Альбер Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы.

В качестве предшественников экзистенциализма историки называют датского мыслителя в. Кьеркегора, русских философов Н. Круг предшественников экзистенциализма может быть расширен, поскольку центральная проблема экзистенциализма — мир человеческой личности, мотивы одиночества, ответственности, отчуждения и свободы близки всей европейской культуре. Манифестом экзистенциализма стали книги и статьи К.

Хайдеггера, написанные ещё в 20—е годы, но ставшие общественным явлением в первые десятилетия после победы над фашизмом. Новый толчок развитию дала деятельность Ж. Камю, связавшим экзистенциализм с животрепещущими проблемами послевоенного времени. Для всех экзистенциальных концепций характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность. Она находится не вне его например, в общественных отношениях, или в божественном предопределении , а в его сознании, поступках.

Человек стремится к своим индивидуальным целям, он творит себя, выбирает свою жизнь.

К содержанию номера Философия и психопатология - научное наследие К. Особое внимание было уделено анализу ясперсовской концепции соотношения философии и науки. В его ранних удивительно проницательных методических исследованиях психопатологически значительных феноменов как, например, в его исследовании феномена ревности он признает метод феноменологии научным, с целью обострения различия методов понимания и объяснения. Ясперс не только выступил против сциентистских требований, но и принципиально отверг недружелюбное и критическое отношение к науке.

Для него философия и наука вместе составляли необходимые элементы всего человеческого стремления к познанию истины. Как таковые они являются необходимым вкладом в современную человеческую культуру.

Со времени появления книг Гейдеггера и Ясперса, и особенно Сартра во послевоенным поколением, пережившим угрожаемость человека, страх.

Или — шире —источниками, представляющими вообще проявления культуры. Уже в этом тезисе подразумевается разумность истории. А разумность предполагает и освоение индивидом как своего собственного бытия, так и бытия общественного. Эта целостность и создает духовно-психологическое единение людей, являясь базой их истинной коммуникации как подлинной, а не внешне принудительной, основой формирования некой их общности.

Ясперсом экзистенции как свободы — сущностная дефиниция главного понятия философии экзистенциализма. И в то же время свобода как экзистенция не есть не ограниченное ничем своеволие личности, а именно существование в обрамлении, в связанности разумом. Но не в том смысле, что разум, дух всецело определяет возможности бытийственного поведения экзистирующей личности. Скорее, напротив, экзистенциальное бытийствование последней так соотносится с воздействием на него бытийствование разумного начала, что повседневное поведение определяется рациональным началом ни в коей мере не в большей степени, чем началом экзистенциальным.

Именно в этом смысле свобода, по К. Я свободен становиться каждый раз тем или иным, и это зависит только от моего собственного выбора. Я ответственен не перед кем-то, а только перед самим собой. И ответственен постольку, поскольку я выбрал, но я свободен от ответственности, поскольку я свободен в своем выборе. Поскольку бытие не есть сущее, оно не может быть познано традиционными, рациональными методами.

Истиной сущего является его бытие.

ХРИСТИАНСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. ФИЛОСОФИЯ КАРЛА ЯСПЕРСА

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности.

Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, , информация .. Под влиянием таких мыслей возникает страх оказаться несовременным.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности, найдет средство ее устранения. Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги.

Нет единого определения тревоги. Тревога — приобретённое влечение.

Научные обсуждения

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа. Совокупность концептов составляет национальную концептосферу.

Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов.

К. Ясперса в высшей степени актуально не только в силу недостаточного. Внимания . Ситуативные страхи и пузырек с цианитом.

Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций.

Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия: Хайдеггер перенес акцент на бытие: Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Это целое и есть наш мир.

Философия Ясперса

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину.

Ясперс утверждал следующее: смерть, это отсутствие жизни, т.е. На мой взгляд, этот страх скорее правильно назвать тревогой, т.к.

Ясперс Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер был учеником Гуссерля. Формирование его философского мировоззрения пришлось на сложное время е годы , полное не только внешними событиями, - время, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Киркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлин, Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

Хайдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных. Задача заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком. Утверждая единство времени и бытия, Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие.

Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку. Эта временность выступает у него даже не как способ бытия человека, а как само это бытие, то есть превращается им в субъект. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью. Получается, что не существует мира вне и независимо от человеческого существования.

Временность Хайдеггер характеризует такими свойствами, как конечность, экстатичность, горизонтальность, направленность к смерти.

02 Дереализация, иллюзии, ложные узнавания

Жизнь без страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми здесь!